Для реализации образовательного процесса в школе 34 учебных кабинета: начальных классов, информатики , русского языка и литературы, математики, иностранного языка , истории , кабинеты ОБЖ, географии экономики, естествознания, химии, лаборантская кабинета химии, кабинет технологии , кабинет музыки , спортивный зал , кабинет социального педагога, кабинет психолога, учительская, библиотека, столовая, учительская, гардероб , кабинет заместителя директора, кабинет директора.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе не имеются специально оборудованные учебные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, спортивного зала, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
- Входные ворота в здания МОАУ "СОШ № 6" имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- Вход в здание школы оборудован пандусом для перемещения инвалидов-колясочников.
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- На 1 этаже школы оборудован туалет для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова.
Каждый учебный кабинет школы оборудован РМУ, позволяющим организовать образовательный и творческий процесс с учетом самых современных технологий.
Кабинеты специально не оборудованы для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако, при необходимости, помещения могут быть использованы для учебного процесса данной категории детей. Учебные кабинеты приспособлены для проведения практических занятий.
В школе имеется мобильный лингафонный кабинет и мобильный кабинет информатики
Кабинеты физики, химии, и спортзал имеют акты разрешения для проведения занятий. В данных кабинетах для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, нормам ТБ и производственной санитарии. Имеются укомплектованные аптечки. Кабинеты полностью оборудованы первичными средствами пожаротушения. При кабинетах имеются специально оборудованные лаборантские. Кабинет информатики соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам по охране труда и ТБ. Имеется в наличии акт обследования, содержания и эксплуатации кабинета. В кабинете информатики в рабочем состоянии 12 компьютеров, 1 мультимедийный проектор, МФУ. Оборудованы рабочие места учителей и обучающихся. Кабинет укомплектован средствами пожаротушения.
Информационно-библиотечный центр школы представлен зонами читательских мест, выдачи и приема литературы, местами для работы с каталогами, фондом закрытого хранения, зоной для индивидуальных занятий.
Библиотека расположена на 1 этаже, что позволяет свободному передвижению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеку.
Библиотека оборудована широкими проходами, двойными дверями. В библиотеке имеется возможность работы с персональным компьютером, электронными образовательными ресурсами, имеющими версию для слабовидящих.
Школа располагает помещениями, предназначенными для проведения спортивно-оздоровительной деятельности.
В школе функционирует 1 спортивный зал и 1 игровая комната. Спортивный зал расположен на 1 этаже, оборудован широкими проходами, двойными дверями.
Зал специально не оборудован для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, но в них возможно проведение занятий с детьми с незначительными нарушениями и детьми с нарушениями речи.
Спортивный зал оснащены необходимым оборудованием: стенка шведская, канат для перетягивания, конь гимнастический, козел гимнастический, маты гимнастические, скамейки гимнастические, секундомер, мячи гимнастические, мячи баскетбольные, мячи волейбольные и др.
Каждый учебный кабинет оснащен компьютером , экраном, проектором, МФУ или принтером.
Школа обеспечена необходимой оргтехникой.
Количество компьютеров на балансе (всего) 99 (до поступления техники по программе ЦОС)
- из них ноутбуков 47
Количество интерактивных досок / приставок 9
– Количество кабинетов, оснащенных персональным компьютером для учителя 34
– Количество кабинетов, оснащенных проектором 34
– Количество кабинетов, оснащенных стационарной интерактивной доской 9
Так же в школе два кабинета информатике (один из них мобильный) - расчитаны на 22 рабочих места.
В 2024 году в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) школа получила различное техническое оборудование, например: ноутбуки 28 (для кабинета информатики) и 7 для образовательного процесса, 2 интерактивные панели, многофункциональные устройства (МФУ) и принтеры, а также большой плазменный телевизор (установлен в библиотеке).
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы — 100 дисков; сетевые образовательные ресурсы . Мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) . Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная.
Помещение школьной библиотеки разделено на зоны: рабочая и зона читального зала на 10 мест, книгохранилище. Библиотека располагает учебной, художественной и методической литературой в бумажном и электронном виде. Каталог хранится в библиотеке. В школьной библиотеке имеется фонд учебной и дополнительной литературы (детская художественная литература, научно-популярная, справочно – библиографическая).
Школа располагает необходимыми средствами обучения и воспитания, предназначенными для учащихся с ОВЗ и инвалидностью. В логопедических кабинетах имеются: логопедические тренажеры для коррекции устной и письменной речи, настенное зеркало и зеркала индивидуальные для проведения артикулярной гимнастики, пособия по обследованию речевого развития детей, по развитию внимания, памяти и логического мышления, формированию звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.
Кабинет педагога-психолога оборудован: рабочими столами, мягкой мебелью, компьютерной техникой, комплексом сенсорной комнаты, разнообразным материалом для проведения коррекционно-развивающей работы (дидактические и развивающие настольные игры), учебными пособиями для развития познавательной сферы.
В образовательном процессе школы используются следующие средства обучения и воспитания:
- печатные (учебники и учебные пособия, словари, художественная литература, хрестоматии, и т.д.);
- визуальные (зрительные): таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии; карты по истории, картины по русскому языку, литературе, портреты по всем учебным предметам, натуральные объекты по биологии, модели, муляжи по биологии, математике, физике, лабораторное оборудование по физике, химии, биологии;
- механические визуальные приборы: микроскопы;
- аудиальные (слуховые): магнитофоны, музыкальные центры;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы;
- средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски.
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - 100 Мбит/сек
Количество локальных сетей - 1
Количество компьютеров на балансе (всего) 99 (до поступления техники по программе ЦОС)
- из них ноутбуков 47
Количество интерактивных досок / приставок 9
– Количество кабинетов, оснащенных персональным компьютером для учителя 34
– Количество кабинетов, оснащенных проектором 34
– Количество кабинетов, оснащенных стационарной интерактивной доской 9
Так же в школе два кабинета информатике (один из них мобильный) - расчитаны на 22 рабочих места.
В 2024 году в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) школа получила различное техническое оборудование, например: ноутбуки 28 (для кабинета информатики) и 7 для образовательного процесса, 2 интерактивные панели, многофункциональные устройства (МФУ) и принтеры, а также большой плазменный телевизор (установлен в библиотеке).
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой.
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Официальный сайт школы имеет версию для слабовидящих в соответствии с ГОСТ 52872–2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".
Цифровая (электронная) библиотека
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание для слабовидящих людей и инвалидов по зрению на стеклах входной группы и ступенях нанесена контрастная сигнальная лента для обозначения опасных и безопасных зон. Сведения о названии и графике работы образовательного учреждения продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастной табличке.
Вход в здание оборудован пандусом.
В школе частично созданы необходимые условий для получения образования с ОВЗ и ребенка-инвалида.
Учителя, работающие с учащимися ОВЗ, прошли курсы «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС». В школе реализуются основные образовательные и адаптированные образовательные программы, -организован процесс обучения в соответствии с рекомендациями: учителями используются специальные методы обучения и воспитания, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, дифференцированные дидактические материалы, карточки-задания, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности и профессионального самоопределения; -организуется деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; -оказывается консультативная помощь родителям (законным представителям). Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для детей-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
В школе обеспечена доступность прилегающей территории. Территория школы частично соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нём. В здании школы установлены предупредительные знаки в виде двухстороннего жёлтого круга на стеклах дверей, отмечены ступеньки желтым цветом.
Сайт школы имеет версию для слабовидящих; - кабинет психолога и логопеда; - медицинский кабинет.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях.
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются спортивный зал, игровой зал, кабинет психолога оборудован комплексом "Сенсорная комната" и АПК, соответствующим инвентарем и техническими средствами.
Учебные кабинеты
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные 2 класса технологий.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта
Спортивный зал. - собственный зал - площадь зала не менее 9х18 м - высота зала не менее 6 м - оборудованные раздевалки Территория, оборудованная для реализации раздела 'Легкая атлетика'. - собственная оборудованная территория - размеченные дорожки для бега - дорожки для бега со специальным покрытием - оборудованный сектор для прыжков в длину - площадка для игры в футбол (корт)
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
Электронные образовательные ресурс (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
Тренажеры и спортивное оборудование.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть несколько помещений для школьных кружков.
Школьные кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства МОАУ СОШ №6, реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности, социальной защиты обучающихся и совершенствования внеурочной деятельности образовательного учреждения
Условия охраны здоровья обучающихся
В школе созданы вес необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями, получена лицензия на медицинскую деятельность. По графику проводятся профосмотры, диспансеризации. Систематически проходят медосмотры обучающихся. Проходят беседы, анкетирование, конференции, встречи с психологом, социальным педагогом, медицинским работником и священнослужителями, круглые столы, обучающие игры, тренинги, мастер-классы с привлечением районных врачей разной специализации. Совместные мероприятия и акции направлены на формирование здорового социокультурного пространства, открытого для толерантности и взаимопомощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В двух кабинетах информатики 24 ноутбука для обучающихся и два компьютера — для учителей, которые имеют выход в Интернет. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с ОАО «Уфанет». В школе установлен фильтр Интернет Цензор - 2.1, а так же серверный фильтр ОАО «Уфанет».
Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и по дополнительному графику в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. В локальной сети находятся 70 ПК ( рабочие места учителей и администрации) с выходом в Интернет.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии образовательного учреждения и её традициях; — о достижениях обучающихся; — о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы и другие локальные акты.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МАОУ «СОШ №6» учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
Вход в школу оборудован пандусом и поручнями. На остекленных входных и межэтажных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих.